Главная Новости
     
 
    Программа развития  
     
    Устав лицея  
     
   Закон об образовании  
     
   Публичный доклад  
     
   НСОТ  
     
  Сайт учителей  
     
  Электронный дневник  
 
 

 

Программа развития лицея

на 2009-2012 год.

 

Концепция развития лицея.

 

В развитии современного образования отмечаются всё усиливающиеся противоречия между

* стремительно возрастающим объёмом знаний, информации в мире и устаревшими технологиями образования;

* необходимостью социализации подрастающего поколения в открытом, динамично меняющемся мире – и замкнутостью школы как образовательного учреждения;

* универсальностью личности, непрерывным характером её развития – и разграничением её жизнедеятельности на школьное и внешкольное пространство;

* ростом объёма и возможностей неформального образования, большим культурным и знаниевым багажом ученика – и невостребованностью этого знания в условиях современного школьного обучения.

Это определяет задачи лицея, как образовательного учреждения, обеспечивающего подготовку к жизни в реформируемом обществе подрастающего поколения, способного принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. 

Поэтому, миссия лицея, зафиксированная в Программе развития, звучит так:

 «Формирование высоконравственной интеллектуальной творческой личности в условиях гуманизации образования, обладающей ключевыми компетентностями, обеспечивающими её успешную социализацию в динамичном информационном обществе; развитие в ребёнке способности к самообразованию и саморазвитию».

Это реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков.

Дифференцированный, личностно-ориентированный подход реализуется не только в УВП в целом, но и в создании для обучающихся ситуации выбора направления в обучении (физико-математический и информационно-технологический профиль).

  На основании миссии лицея могут быть выделены следующие цели и направления деятельности:

1.  Совершенствование учебно-воспитательного процесса:

-  формирование нового содержания образования – совершенствование программ элективных курсов, создание новых программ, совершенствование учебных планов;

-  использование новых учебно-методических комплектов, обновление библиотечного фонда;

-  наиболее эффективное использование школьного компонента;

- дальнейшее развитие системы ученического самоуправления и правового пространства лицея с целью формирования активной гражданской позиции;

-создание условий для формирования навыков здорового образа жизни.

 2.  Совершенствование технологии обучения:

-  использование блочно-модульной, проблемной системы;

 -  развитие внеурочной системы работы, в том числе проектной и научной деятельности,

-  совершенствование форм организации самостоятельной работы обучающихся;

-  мотивация интенсивного использования педагогами актуальных технологий обучения. 

3.  Совершенствование оценочной деятельности:

-  переход к накопительной, рейтинговой системе отметок;

-  работа над совершенствованием самооценки обучающихся;

-  создание системы ученических портфолио;

-  использование оценочных технологий ЕГЭ.

 4.  Межпредметная деятельность:

 -  внедрение компетентностной парадигмы в образовательном процессе;

-  разработка системы обучения приёмам работы с информацией;

-  разработка системы обучения интеллектуальным операциям.

 5.  Методическая работа:

 

-  повышение эффективности работы Методического совета лицея;

-  повышение эффективности работы дисциплинарных циклов;

-  переориентирование организации методической работы от вертикальной к горизонтальной, создание творческих групп учителей, работающих над проблемой здоровьесбержения, проектной деятельности, работы с одарёнными детьми, школьного самоуправления и т.д.;

-  организация и совершенствование работы методического центра для молодых и начинающих учителей.

 6.  Модернизация уклада жизни лицея:

-  упорядочение нормативной базы;

-  совершенствование системы лицейского самоуправления;

-  укрепление и развитие традиций лицея.

7.  Совершенствование образовательной среды лицея:

-  совершенствование работы с родителями;

-  развитие связей с государственными учреждениями.

 Исходя из сформулированной миссии, формируются следующие группы задач, связанных с дальнейшим развитием лицея.

 I.  Формирование физически здоровой личности:

     -  коррекция учебных нагрузок обучающихся, недопущение перегрузки в учебной ситуации;

     -  оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;

     -  привлечение максимального количества обучающихся к занятиям спортом в секциях, к участию в общелицейских спортивных мероприятиях.

 II.  Развитие творческих способностей обучающихся:

      -  совершенствование системы отбора детей в лицейские классы;

     -  переориентация работы лицея на раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося;

     -  совершенствование содержание образования;

     -  создание творческой атмосферы в лицее путём совершенствования курсов по выбору (кружков, факультативов, спецкурсов и т.п.);

     -  привлечение большего количества обучающихся к исследовательской деятельности, проектной работе, деятельности в Научных лицейских обществах;

     -  привлечение обучающихся к творческим конкурсам вне стен лицея.

 III. Развитие творчески работающего коллектива учителей-единомышленников:

     -  обеспечение оптимальной нагрузки учителей;

     -  совершенствование работы методической службы лицея;

     -  внедрение передового педагогического опыта в практику лицея;

     -  организация публикаций творческих работ учителей;

     -  участие учителей в семинарах и конференциях, организуемых методической службой района;

     -  совершенствование системы повышения квалификации учителей, организация педагогического лектория и методических семинаров по обмену опытом; организация мастер-классов учителей;

     -  проведение эксперимента по работе с одарёнными детьми в условиях профильного обучения;

     -  привлечение к работе в лицее представителей науки.

 IV. Оптимальная организация УВП:

     -  обеспечение оптимального сочетания базового и профильного образования;

     -  совершенствование учебного плана и учебных программ;

     -  развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей;

     -  совершенствование системы лекционно-семинарских занятий;

     -  осуществление дифференцированного подхода к работе с обучающимися;

     -  совершенствование системы специализации по двум направлениям – физико-математическому и информационно-технологическому;

     -  всесторонняя подготовка к введению системы предпрофильного обучения;

     -  введение новых элективных курсов;

     -  подготовка к использованию в практике работы индивидуальных учебных планов обучающихся 10-11 классов;

     -  совершенствование оценочной деятельности учителей;

     -  развитие системы мониторинга, оценки и самооценки деятельности.

 

V. Совершенствование воспитательной работы:

      - развитие системы воспитательной работы с целью формирования сплочённого ученического коллектива;

      -  совершенствование работы органов ученического самоуправления;

      -  совершенствование  системы работы классных руководителей;

      -  развитие традиций лицея;

      -  усиление воспитательного потенциала уроков.

 

VI. Совершенствование системы управления лицеем:

     -  усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми управляющими звеньями;

     -  создание банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в лицее;

     -  оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации;

     -  совершенствование системы административного контроля.

Основные принципы стратегии развития лицея:

 Принцип гуманизации, что предполагает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций, когда основным смыслом становится развитие личности.

Принцип развития, предполагающий развитие методик, направляющих педагогический процесс на развитие мыслительной творческой деятельности и самообразование, обеспечивающих оптимизацию умственной деятельности обучающихся.

Принцип индивидуализации, который предусматривает учёт уровня развития способностей каждого обучающегося, определение направлений повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка.

Принцип дифференциации, что предполагает формирование классов и групп с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Принцип целостности образования, основанным на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания, что реализуется в процессе создания сбалансированного образовательного пространства и позволяет обеспечить адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования, определяемыми «моделью выпускника».

 Модель выпускника:

При описании модели выпускника применён компетентностный подход.

Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:

     -  освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам учебного плана;

     -   изучить на повышенном уровне сложности учебные программы по математике и информатике;

     -   приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

     -   овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

     -   знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

     -   заботиться о своём здоровье, уделять достаточно внимания доступным и рекомендуемым видам спорта.

  Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование – это человек, который:

      -   освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;

      -   изучил на профильном и углублённом уровне учебные предметы физико–математического и информационно-технологического профилей;

      -   освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях высшего образования;

      -   овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил навыки технического обслуживания вычислительной техники;

      -   знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

      -    готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования, креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

      -   умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;

      -   способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениями;

      -   уважает ценности других культур, конфессий и мировоззрений, осознаёт глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

      -   разделяет ценности безопасного и здорового образа жизни.

 

Механизм реализации.

  Механизм реализации Программы развития - инновационная и экспериментальная деятельность, позволяющая совершенствовать учебно-воспитательную работу, систему управления лицеем. Успешная реализация Программы развития возможна при выполнении следующих условий:

-эффективное проектирование и планирование целостной образовательной среды школы,  управленческое и методическое сопровождение.

-создание для педагогов материальных и моральных стимулов работы в рамках реализации Программы развития, условий для проявления инициативы, атмосферы личной заинтересованности в положительных результатах, понимания перспектив и ценности собственного профессионального роста при успешной реализации Программы

-реализация системы информационной поддержки.

 

Содержание деятельности по основным стратегическим направлениям.

  

1.  Развитие системы профильного обучения и предпрофильной подготовки.

 Одним из основных направлений модернизации образования является переход на профильное обучение в старшем звене общего образования и развитие предпрофильного обучения в среднем звене. В лицее обучение ведётся по двум профилям , наиболее востребованными обучающимися: физико-математическому и информационно-технологическому. Но ещё не разработана нормативно-правовая база для обучения по индивидуальным учебным планам, модель индивидуального психолого-педагогического (тьюторского) сопровождения учащихся, обучающихся по ИУП.

 В связи с этим стратегической целью для лицея является усиление фундаментальной подготовки учащихся на основе профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) в школе третьей ступени.

 Задачи на 2009-2012 годы:

 * продолжить обучение по существующим профилям;

* оснастить лицей современным оборудованием, программным и методическим обеспечением, позволяющим вести обучение на высоком научном уровне, развивать индивидуальную исследовательскую деятельность учащихся;

* предоставить учащимся (по желанию) возможность обучения по ИУП, обеспечить индивидуальное сопровождение учащихся и мониторинг эффективности обучения по ИУП с целью создания и совершенствования нормативной базы и отработки технологии обучения по ИУП;

* осуществлять предпрофильную подготовку учащихся в 8-9 классах на основе использования инновационных образовательных технологий (метод проектов, психологическое сопровождение, профессиональные пробы, учебно-исследовательская работа и т.п.).

 Ожидаемые результаты:

 ·                                        развитие способности учащихся к  разработке ИУП, обеспечение дифференциации содержания обучения в соответствии с интересами учащихся и обучение по ИУП не менее25% старшеклассников;

·                                        получение учащимися базового образования по непрофилирующим предметам;

·                                        разработка и апробация не менее 10 элективных курсов на основе учебно- исследовательской деятельности учащихся, реализация 10 учебно- исследовательских проектов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

·                                        обеспечение более глубокого изучения учащимися профильных предметов. 

      Критерии оценки:

· количество и качество программ элективных курсов, разнообразие и эффективность используемых методик профильного обучения и предпрофильной подготовки;

·    эффективность использования школьного оборудования;

·    количество реализуемых индивидуальных образовательных программ, научных работ учащихся, успешность выступления на различных олимпиадах, конкурсах, конференциях;

·     уровень квалификации педагогических кадров, осуществляющих профильное обучение и предпрофильную подготовку;

 ·  показатели итоговой государственной аттестации учащихся (ЕГЭ, выпускные экзамены за курс основной школы, в том числе и в условиях независимого оценивания, поступление выпускников в ВУЗы и успешное продолжение профессионального образования.

 2.                     Внедрение современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.

 Достижение новых образовательных результатов возможно только при условии внедрения и разработки современных образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и требованиям современной социокультурной ситуации.

Общая цель внедрения новых образовательных технологий – создание в лицее благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, формирования способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, индивидуализация и дифференциация обучения через создание индивидуальных образовательных программ, обеспечивающих приобретение ключевых компетентностей и успешную социализацию в изменяющемся обществе.

 Ожидаемые результаты и критерии оценки:

 · расширение ряда предметов, преподаваемых на принципах развивающего обучения, метода проектов, ИКТ-технологий;

· формирование педагогических команд, реализующих современные образовательные технологии на всех этапах обучения;

 ·   обеспечение преемственности принципов развивающего обучения в работе учителей начальных классов и среднего звена;

 ·                                        разработка новых учебно-методических комплексов с использованием информационных технологий и других современных технологий, способствующих осуществлению создания на базе лицея методического центра для молодых и начинающих учителей;

· создание пространства для партнёрских отношение педагогов, учеников, родителей и общественности в решении задач образования;

·   формирование интереса к изобретательству, творчеству, научной деятельности, поддержание и развитие учебной мотивации учеников;

·  высокое качество учебных достижений по результатам ЕГЭ и другим формам  итоговой и промежуточной аттестаций, участие и победы на различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, научных конференциях;

· увеличение количества участников научно-практических конференций, количества призовых мест на различных состязаниях;

· количество и качество социально значимых учебных проектов, реализованных школьниками, полученный социально значимый продукт, отзывы родителей, общественности;

·  оценка глубины знаний, развитие личностных качеств и компетентностей, обеспечивающих способность к выбору, самоопределению, продуктивной деятельности в открытом социуме.

 3.     Информатизация лицея.

 Цель: - создание основы единой образовательной информационной среды, обеспечивающей

-  единство образовательного информационного пространства лицея;

-  повышение качества образования на всех ступенях обучения;

-  развитие и эффективное использование потенциала педагогического и ученического коллективов;

-  создание условий для поэтапно перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

 Задачи: - формирование информационно-технологической инфраструктуры лицея, включая:

- создание системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования в лицее;

-  оснащение лицея вычислительной техникой, техническими средствами для организации образовательного процесса, сопрягаемыми с ПК, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемными и прикладными программными средствами, обеспечение администрирования и технической поддержки;

 применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая:

-  создание и использование в учебном процессе современных электронных материалов наряду с традиционными учебными материалами;

-  подготовка административных и педагогических кадров лицея, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

 Основные направления информатизации:

 1)  Развитие информационных технологий в лицее:

-  создание основ единого информационного и научно-методического обеспечения образования;

-  формирование перечня электронных учебных материалов и информационно-технологических средств для обеспечения учебного процесса лицея;

-  разработка электронных средств поддержки и развития учебного процесса.

 2) Повышение квалификации и профессиональной подготовки административных и педагогических кадров лицея:

-  формирование программ и разработка методического обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки административных и педагогических кадров лицея в области новых информационных технологий;

- организация курсовой подготовки по изучению основ информационных технологий и методики их использования в практике управленческой и педагогической деятельности лицея;

-  изучение нормативной базы, требований СаНПиНов, Правил ТБ по вопросам информатизации образовательного процесса лицея.

 3) Оснащение лицея средствами информатизации:

 -  оснащение лицея средствами вычислительной техники, техническими средствами, сопрягаемыми с ПК, средствами телекоммуникаций;

-  оснащение лицея лицензионными и сертифицированными программными продуктами и их сопровождение;

-  оснащение лицея специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов;

-  построение и развитие лицейской локальной образовательной сети.

 4) Организация системы технического обслуживания:

 -  заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт компьютерной техники и технических средств, сопрягаемых с ПК;

-  отработка системы администрирования и обслуживания компьютерной сети лицея. 

Ожидаемые результаты:

 1. Создание основ единой образовательной информационной среды, которая обеспечит: - доступ управленческой структуры лицея, всех заинтересованных в проблеме учителей лицея, учащихся III ступени обучения к педагогическим, методическим и информационным ресурсам сети, к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной программы лицея;

                     -  возможность проведения компьютерного тестирования (итогового и тематического) и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения;

                   -  методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации учителей лицея всех направлений;

2. Доведение числа компьютеров, участвующих в образовательном процессе до соотношения – 1 компьютер на 10 обучающихся.

3. Достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки преподавателей лицея в области информационных технологий и методики их применения в образовательном процессе.

4. Повышение качества обучения в лицее.

5. Оптимизация процесса управления лицеем на основе новых информационных технологий.

6. Создание медиатеки на базе библиотеки лицея.

4. Работа с одарёнными детьми.

 Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности лицея.

 В дальнейшем будем опираться на следующее определение одарённых детей:

 -  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

 -   имеют доминирующую активность, ненасыщенную познавательную потребность;

 -   испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 Условно можно выделить три категории одарённых детей:

 1.     Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

 2.     Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.

 3.     Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:

 -  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 -  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 -  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 -  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 -  принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 Цели и задачи работы с одарёнными детьми.

 1.     Выявление одарённых детей.

 Для этого необходимо решать задачи:

 -   знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми;

 -  обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование;

 

-  накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

 -  знакомство педагогов с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

 -  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

 2. Создание условий для оптимального развития одарённых детей. чья одарённость нп данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачёк в развитии их способностей.

 Для этого будем решать следующие задачи:

 -  отбор среди различных систем обучения тех методов и  приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

 -  предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

 Условия успешной работы с одарёнными детьми:

 -  осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

 -  создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми;

 -  признание коллективом педагогов и руководством лицея того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения;

 -  включение в работу с одарёнными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:

                  -учитель для одарённого ребёнка является личностью продуктивно                  реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать    от стресса при работе с людьми более способными и знающими , чем он    сам;

                 -взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено   на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи,                поддержки, быть недирективным;

                -  учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы; он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и самостоятельности;

 -  учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

 -  учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

 

Формы работы с одарёнными учащимися:

 -  творческие мастерские;

 -  групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

 -  факультативы;

 -  кружки по интересам;

 -  конкурсы;

 -  интеллектуальный марафон;

 -  спецкурсы;

 -  участие в олимпиадах;

 -  ученические научные общества;

 -  форумы;

 -  занятия в профильных классах;

 -  работа по индивидуальным планам;

 -  участие в проектной деятельности.

 

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одарённой личности в частности. Программа развития нашего лицея предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

 5.Организация проектной деятельности учащихся в образовательном процессе.

 Динамичные процессы современной жизни, изменение политических, экономических и социальных отношений в кризисный для государства период, военные конфликты, ухудшение экологической обстановки, ломка прежних социальных институтов, пересмотр системы прав и свобод граждан остро ставят проблему социализации личности.

 Социализация – это многогранный процесс установления связей человека с миром, вхождения его в социум. Он предполагает:

а) социальное познание, социальное общение, овладение навыками социального поведения;

б) усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей;

 в) изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

 Задачи проектной деятельности:

 - расширение поля возможностей для активизации воспитательной работы в лицее с целью социализации учащихся;

 - формирование культуры, освоение методик проектной деятельности участникам образовательного процесса как условия улучшения профессиональной деятельности и успешной адаптации к социуму;

 - создание эффективной системы управления проектной деятельностью на всех уровнях;

 - расширение направлений и сфер применения результатов проектной деятельности в интересах повышения качества образовательного процесса.

 6. Повышение  эффективности качества образования.

 Основные задачи:

 1.     Расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе.

 2.     Структурирование содержания образования в направлении создания возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов.

 3.     Создание организационных возможностей для полного охвата учащихся лицея системой дополнительного образования и, как следствие, распределение элементов содержания образования между системами основного и дополнительного образования.

 4.     Расширение системы предпрофильного обучения: апробация и внедрение новых курсов по выбору, в том числе и с использованием ИКТ.

5.     Активизация работы научных ученических обществ.

 6.     Социальная ответственность как ориентир на достижение высокого и управляемого качества образования.

 

Мониторинг качества образования:

 ·                                        первичная диагностика психосоматического состояния у учащихся, которая позволит выявить реальные потребности в индивидуальном подходе. Этот шаг способствует определению доминирующих способов и каналов восприятия у школьников, уровня личной мотивации, причин и особенностей личного мотивированного поля, зону ближайшего развития, проблемы самоидентификации, уровень тревожности, адекватность самооценки, личностные ориентации, перспективные шаги по социализации и т.д., позволяет начинать определение индивидуальной образовательной траектории;

 ·                                        социологические исследования с высоким уровнем репрезентации. Участники социологического опроса – ученики третьей ступени, родители, педагоги. Эта работа позволит выявить реальные социальные ожидания, сформулировать значительную часть  социального заказа, выявить зону индивидуальных учебных технологий, произвести адекватную дифференциацию соотношений массовых и  индивидуальных запросов, сделать серьёзный шаг на пути формирования персонализированного образования;

 ·                                        комплекс срезовых работ для выявления различных уровней готовности к формированию общеучебных умений и навыков, коммуникативной включённости ребёнка, доминирующих каналов восприятия информации, предпочтительных способов передачи информации (для кого-то графический способ предпочтительнее текстового, текстовый – вербального и т.п.), темпов работы с информацией;

 ·                                        изучение уровня профессиональных компетенций педагогов. Работа с учительским коллективом должна быть направлена на изучение возможностей каждого, соответствовать требованиям реализации программ индивидуализации образовательного процесса. Критериями успешности могут быть способность учителя внимательно относиться к ученику, его возможность вести диалоговый режим работы с ребёнком, организовывать индивидуальные и групповые занятия, уровень психологической компетентности, способность адекватно оценивать достижения ребёнка и гибко реагировать на изменения, связанные с ростом детей, толерантность, способность признавать законное право на ошибку школьника, сотрудничать с родителями ученика, умение использовать горизонтальные связи учебного комплекса, межпредметные связи, коммуникативная включённость, способность работать с высоким напряжением без соответствующего материального вознаграждения;

 ·                                        анализ состояния системы обеспечения. Сюда мы относим материально-техническую оснащённость лицея, наличие информационных ресурсов (библиотека, медиатека, доступ к Интернету, наличие сети и др.), наличие учебно-наглядного оборудования, дидактических материалов, программного обеспечения, условий для индивидуальной и групповой проектной деятельности;

 ·                                        общешкольная установка на индивидуализацию. Необходимо сделать так, чтобы ценностные ориентиры проекта были осознаны всеми его участниками. Абсолютное  большинство учителей являются сторонниками индивидуализации учебного процесса, но при этом среди них доминируют коллективистский подход в решении социальных проблем, что является закономерным следствием коллективистской идеологии. Эффект возможен только в том случае, когда все участники образовательного процесса признают:

 -  что ученик является субъектом образования;

 -  что его родители – законные участники образовательного процесса;

 -  что право выбора формы получения образования, сроков и методов обучения, системы оценивания, внесение корректив в содержание образования – это право лицея;

 -  что индивидуализация образования – непременное условие успешной социализации выпускника;

 -  что за каждым ребёнком закреплено право на ошибку, что ребёнок обладает презумпцией академической невиновности;

-  что личность ребёнка является самоценностью и способна развиваться  лишь в условиях признания её права на индивидуальное развитие.

 Только при этих условиях использование образовательных технологий, направленных на индивидуализацию образовательного процесса, будет эффективным.

  

Критерии эффективности:

 ·                                        показатели уровня знаний и компетенций учащихся;

 ·                                        ресурсная (кадровая, материально-техническая, учебно-методическая и пр.) обеспеченность образования;

·                                        уровень владения учителями и учащимися информационно-коммуникационными технологиями;

 ·                                        уровень воспитанности детей;

 ·                                        достижения учащихся и педагогических работников на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях.

 ·                                        социально ответственная школа должна работать в условиях прозрачности, открытости и диалога. Возникла необходимость в социальной отчётности, которая позволяет на основании системы индикаторов, объективных показателей, анализа и сравнительных характеристик системно предоставлять социуму, всем участникам образовательного процесса, учредителю информацию о своей деятельности в зоне социальной ответственности. В нашем случае – это годовой публичный доклад директора лицея.

 

7.     Гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

 В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества.

 Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

 1.     Изучение истории и культуры Отечества, родного края, лицея.

 2.     Формирования у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

 3.     Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни.

 4.     Консолидация и координация деятельности лицея, семьи, общественности в гражданском и патриотическом воспитании детей. 

Основные направления в работе:

 1.     Знаменательные даты в жизни страны, области, района, лицея.

 2.     Военно-патриотическое направление.

 3.     Работа лицейского музея. 

4.     Экологическое направление.

 5.     Художественно-эстетическое направление.

 6.     Экскурсионное и краеведческое направление.

 7.      Спортивно-оздоровительное направление.

 8.     Сохранение и укрепление здоровья учащихся, безопасность пребывания в учреждении.

 В современном научном понимании показателями здоровья школьников являются:

 -  соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

 -  гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная ёмкость лёгких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

 -  быстрое приспособление организма к новым условиям (адаптация);

  -  высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

 -  отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

 Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному выздоровлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций. 

Период взросления, приходящийся на пребывание ребёнка в школе, оказывается одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны педагогов. ВСТАВКА таблиц МЕДСЕСТРЫ!

 Сегодня очевидно, что школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

 Цель:

1.           Обеспечение сохранения здоровья учащихся и педагогов с учётом тяжёлых нагрузок в лицее.

2.           Организация здоровьесберегающего и здоровьеулучшающего досуга.

 3.           Обучение учителей здоровье сберегающим технологиям.

4.           Организация и контроль сбалансированного горячего питания учащихся и безопасности образовательной среды.

Диагностика:

 1.     Мониторинг физического развития.

 2.     Контроль за заболеваниями учащихся и педагогов.

3.     Отслеживание дневной, недельной умственной работоспособности.

 4.     Функциональная подготовленность.

 5.     Мониторинг занимающихся физической культурой   и спортом в свободное время.

 6.     Мониторинг физической подготовленности.

 7.     Диагностика уровня «эмоционального выгорания» педагогов.

 Методы диагностики основаны на собеседовании, анкетировании, наблюдениях, изучении и анализе документальных материалов.

Ожидаемые результаты:

1.         Сохранение показателей состояния здоровья всех участников образовательного процесса.

2.         Динамика мотивации к ведению здорового образа жизни.

 3.         Увеличение числа учителей, использующих здоровьесберегающие технологии.

 4.         Неухудшение динамики показателей диспансерных обследований учащихся за время их пребывания в лицее.

5.         Увеличение количества учащихся, участвующих в летней оздоровительной компании.

 6.         Увеличение охвата учащихся – участников спортивных мероприятий в течение учебного года. 

Приоритетным направлением в области организации условий безопасности в лицее мы считаем совокупность мероприятий: образовательного, просветительного, административно-хозяйственного и охранного характера с обязательной организацией мониторинга:

 *  данных об ущербе для  жизни и здоровья детей, связанные с условиями пребывания в лицее;

 *  динамики чрезвычайных ситуаций;

 *  количества вынесенных предписаний со стороны органов контроля условий безопасности;

 *  доступности медицинской помощи;

 *  уровня материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде; 

*  развития нормативно-правовой базы безопасности образовательного пространства;

 *  кадрового и материального обеспечения предмета ОБЖ;

*  уровня и качества проведения практических мероприятий, формирующих способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях.

  

9. Общественно-государственное управление лицеем.

   Цель:

 1.     Развитие системы государственно-общественного управления.

 2.     Привлечение представителей общественности в лице родителей, выпускников, представителей власти, административных структур, здравоохранения, науки и культуры как взаимодействующих субъектов сферы образования.

3.     Создание механизма обратной связи между сторонами образовательного процесса.

 Основные виды деятельности лицея по управлению:

 1.              Разработка структуры государственно-общественного управления с учётом специфики лицея.

 2.              Разработка и выполнение внутренних лицейских локальных актов, формирование юридической  базы системы управления.

 3.              Деятельность по выполнению государственных нормативно-правовых актов.

 4.              Ведение лицейского делопроизводства.

 5.              Финансовая деятельность. 

6.              Отчётность по бюджетным и внебюджетным средствам. 

7.              Материально-техническая деятельность.

 8.              Деятельность по приобретению необходимого оборудования.

 

9.              Деятельность по сохранности имущества и здания.

 10.          Работа с педкадрами (повышение трудовой мотивации педагогов, создание благоприятных социально-бытовых условий и условий для педагогического творчества, проведение конкурсов педагогического мастерства в лицее).

 11.          Деятельность по технике безопасности.

 12.          Совершенствование системы самоуправления в лицее.

13.          Обеспечение широкого информирования и обсуждения Программы развития лицея и планирования учебно-воспитательного процесса для всех участников образовательного процесса через лицейскую газету, собрания и т.д.

 

 
   
     
 

 12.03.2011 поздравляем лауреата форума

 
     
 

 11.03.2011 Самые красивые девушки учатся в 11 лицее.

 
     
 

2.03.2011 «Великолепная семерка»

 
     
 

1.03.2011 Районный конкурс детского творчества  «Живому жить»

 
     
 

 27.02.2011 Лучший разведчик

 
 
Используются технологии uCoz